Биометрию будут использовать в банках

0
23

Оказывается, скоро можно будет получить кредит “за красивые глаза”, а в отделении банка вас узнают “с порога”. А если говорить точно и без иронии, то с 1 июля дан зеленый свет новой услуге: биометрическая идентификация клиентов банка. В мире это уже не новшество, его используют при выдаче визы в Великобританию, например. Смотрите в камеру, читаете текст или считаете от 1 до 9 в микрофон и готово: теперь компьютер вас узнает. Чего хотят добиться этим нововведением в нашей стране?

Точной информации по срокам введения в эксплуатацию и правовых актов, к сожалению, ещё нет. Вся правовая часть вопроса ещё до конца не разработана, но уже существует ЕСИА (работает в связке с порталом ГОСУСЛУГИ) с подтверждением биометрических данных граждан в ЕБС и закон № 157752-7 от 29.12.2017 г.

О готовности банков говорить пока что тоже рано: Сбербанк не готов с 1 июля предоставить услуги биометрии (об этом сообщила пресс-служба банка), но планирует запустить систему по всей стране до конца года. Некоторые другие банки оказались более подготовленными: ВТБ, Хоум Кредит, Росбанк и Альфа заявили о готовности собирать биометрию в некоторых своих отделениях. Опережает всех Почта Банк – 120 отделений по всей стране уже готовы предоставить услугу. Не могу не подпустить колкость, но это странно слышать от банка, который прославляется на весь интернет выходками и казусами чаще, чем многие звёзды эстрады.

Как это будет работать?

Пройдя один раз идентификацию (взгляд в камеру, речь в микрофон), биометрический профиль клиента будет связан с его профилем в ЕСИА (а значит и ГОСУСЛУГАХ). После этого, всё что нужно для получения банковских услуг, в том числе выдаче кредита, достаточно будет воспользоваться приложением (???) на смартфоне, планшете или компьютере с камерой и микрофоном. Что подразумевается под “воспользоваться приложением” пока тоже до конца непонятно. Возможно это будут обновленные приложения банков, или весь процесс будет начинаться с приложения госуслуг, или это буде что-то новое, тут возможны варианты.

Зачем всё это нужно?

“Для удобства клиента” – официальная версия. Ещё можно предположить, что цель – в безопасности. Тут нельзя не согласиться, подделать биометрию, даже вскрыв базы данных банков, будет сложнее чем, мошеннику выписать кредит на украденный паспорт. логично будет предположить, что вся эта система, вкупе с ГОСУСЛУГАМИ и всеобщим использованием информационных систем позволит в десятки раз сократить издержки на обслуживание граждан в муниципальных отделениях, а это уже экономия бюджета.

Честно говоря, меня обуревают противоречивые чувства: вот вроде бы современное, новое и хорошее веяние. Есть много полезного. Но если это всё совместить с тем, как наше государство проводит реформы и как они внедряются, то в хороший исход верится с трудом. Будет наломано много дров, пока система будет отлажена и продумана. Кроме того, я считаю, что темпы внедрения технологий, в данном случае, превосходят написание здравых законов, которые должны регулировать правовую сторону вопроса.

Поделитесь, что вы думаете о всей этой ситуации, что может быть хорошего, а что выльется нам с вами в копеечку. Своё мнение напишите в комментарии под статьей.